sarb_033 (sarb_033) wrote,
sarb_033
sarb_033

post

Оригинал взят у vasily_sergeev в post
Цитата сообщения Matrioshka

Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) — кафедральный собор Венеции. Часть 3.

Весь материал по теме здесь


Venice, Giuseppe Marastoni


Квадрига собора святого Марка







Квадрига собора святого Марка — квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.









Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло. Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252-1268 годы). Первым документальным свидетельством о её появлении в Венеции является её изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом. Квадрига поражала современником мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка писал о ней: "…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание".


Реконструкция константинопольского ипподрома

Пусть кони Марка сбруей золотой
И бронзой блещут в ясную погоду,
Давно грозил им Дориа уздой -
И что же? Ныне Габсбургам в угоду
Свою тысячелетнюю свободу
Оплакивать Венеция должна…

Джорж Байрон.

Квадрига стала одним из символов города. Так в 1370 году когда венецианцы предложили заключить мир с Генуей, то Дориа Пьетро — генуэзский адмирал, ответил, что генуэзцы «не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка». После завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году квадрига по указанию императора была вывезена в Париж и установлена на триумфальной арке Карусель.


Французы в Венеции в 1797 г.
На заднем плане видно как снимают коня с фасада собора.

Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году при содействии Антонио Кановы. Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.









Южный фасад

Выходит на Пьяцетту и Дворец дожей. Фасад облицован мрамором, украшен мозаикой и статуями святых.















Наиболее известен образ святого Христофора, который также повторяется в виде скульптуры на северном фасаде и мозаики в нартексе. Размещение изображения Христофора на южном фасаде, обращенном к морю и видимом с воды, объясняется древним поверием, что того, кто посмотрит на образ этого святого, в этот день не коснётся никакое зло.





































Под изображением Христофора находится единственный вход в собор со стороны моря. Он украшен полукруглым тимпаном с рельефами пророков (XIII век).




















Мозаика на южном фасаде над лоджией

Ночью около этой мозаики горели две лампы. Торговцы, спасшиеся от кораблекрушения, когда он плыли из Кьоджи (Chioggia) в Венецию благодарили Богородицу за спасение. С тех пор Богородица считается защитницей моряков. Кроме того, Венеция была основана 25 марта 421 г. в день Благовещения.



Южный фасад украшают многочисленные декоративные элементы, вывезенные из Константинополя. Наибольший интерес представляет скульптура четырёх тетрархов, выполненная из порфира. Тетрархи установлены на углу сокровищницы, рядом с ним находятся акританские пилястры.

















В отношении того, кого изображает скульптура существует две версии:

* наиболее распространённая версия, давшая название композиции — императоры-соправители периода тетрархии: Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор;
* наследники Константина Великого: сыновья Константин II, Констанций II, Констант и племянник Далмаций.

Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона, построенного рядом с колонной Константина.









Плиты из Константинопольских церквей.
Ступня крайнего справа тетрахра была потеряна, поэтому она из другого материала.


William Logsdail. In the Piazzetta


Две свободно стоящих колонны, они украшены тонкой резьбой византийского стиля (V век)

Эти отдельно стоящие колонны из константинопольского храма во имя святого мученика Полиевкта, 524 г. Вывезены в Венецию после грабежа Константинополя в 1204 г. Поставлены около церемониального входа в собор, чтобы все гости Венеции, входящие на Пьяцетту, видели эти колонны, символизирующие власть Венеции над Средиземным морем.




















Часть южного фасада собора, выходящего во двор Дворца дожей.


Federico del Campo (Lima 1838–1923 Venice) Courtyard of the Palazzo Ducale in Venice

















Северный фасад

Украшен мраморной инкрустацией различного происхождения. Фасад имеет единственный вход, ведущий в нартекс собора. Он выполнен в форме портала и украшен скульптурным изображением Рождества Христова, созданными венецианскими мастерами в XIII веке в соответствии с византийскими канонами.





Из-за использования в декоре портала растительного орнамента вход получил назвнание Порта деи Фьори («врата цветов»).



































Северный фасад выходит на маленькую площадь Piazzetta dei Leoncini (со львами).






Эти львы также привезены из Константинополя

В 1966 г. городской совет решил переименовать эту площадь в честь папы Иоанна XXIII.



Собор, построенный в форме греческого креста, имеет пять куполов: четыре над ветвями креста и центральный над средокрестием. Купола были созданы в XIII веке во время правления дожа Себастиано Дзиани. На их архитектуру оказали влияние восточные церкви и мечети, знакомые венецианским купцам и участникам крестовых походов.



Купола выложены из кирпича и установлены на невысоких барабанах с окнами по периметру, снаружи их покрывает деревянный каркас, облицованный свинцовыми пластинами. Каждый из куполов собора увенчан маковкой, на которой закреплён крест, обращённый в направлении четырёх сторон света, увенчанный позолоченным шаром. Диаметр центрального купола составляет 13 метров и возвышается над полом базилики на 28,15 метров.








Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments